Никому не нравится платить налоги. Особенно возмущает, когда после отмены одной мзды вдруг без видимых на то причин появляется другая. Казалось бы, Россия вступает в ВТО, и таможенные пошлины на ввозимые автомобили снижаются. Но теперь придется платить утилизационный сбор – как за импортируемые автомобили, так и за те, что производятся в РФ. Эксперты считают, что новый налог несправедлив, природе не поможет и появился лишь из желания государства компенсировать потери от снижения пошлин.
В настоящее время ввозные пошлины на автомобили составляют 30% стоимости – за машины в возрасте до 3 лет. Пятилетние автомобили прибавляют «в цене» после пересечения границы 35%. Со вступлением в ВТО пошлины должны снизиться с 30% до 25, а затем и до 15-10%, вследствие чего машины подешевеют. Однако не для конечного потребителя. Потому что вместо пошлин придется платить утилизационный сбор.
Сборы будут взиматься с 1 сентября 2012 г. (именно в этот день закон вступает в силу) и распространяются как на подержанные и новые автомобили, ввезенные в Россию, так и на те, что производятся на ее территории. То есть при приобретении автомобиля нужно заранее оплачивать его будущую утилизацию. Важный момент - действие закона не распространяется на транспортные средства, ПТС на которые выданы до 1 сентября.
Депутаты Госдумы, принявшие законопроект в окончательном чтении, утверждают, что финансовая нагрузка полностью ляжет на производителей и импортеров, исключая ввоз единичного транспортного средства, за которое на границе будет доплачивать физическое лицо. Но утилизационный сбор производители включат в стоимость автомобиля, а значит, цены на автомобили сразу поднимутся.
Введение утилизационного сбора власти оправдывают желанием защитить внутренний рынок и сохранить рабочие места на российских заводах. После снижения пошлин импортируемые автомобили подешевели бы, отняв значительную часть покупателей у отечественных производителей. Но на деле утилизационный сбор – новая неналоговая статья дохода для федерального бюджета. Как считает обозреватель Business-FM Георгий Хачатуров, государство просто хочет компенсировать потери от снижения пошлин, и не верит в заботу об экологии.
«Утилизационный сбор уже включен в стоимость автомобилей, которые производятся в Европе. При этом в странах ЕС достаточно утилизационных мощностей, чтобы действительно снижать урон от перерабатываемых машин для экологии. Получается, что приобретая автомобиль, выпущенный в Европе, мы по умолчанию этот сбор платим, он уже включен в цену. Значит, несправедливо платить еще один при ввозе автомобиля в Россию. Тем более что в России нет достаточных мощностей для утилизации автомобилей. Я считаю, что введением утилизационного сбора государство просто хочет компенсировать снижение таможенных пошлин, не хочет терять эту статью дохода для казны. А ударит прежде всего по конечному потребителю, ведь машины подорожают», - сообщил Хачатуров AutoNews.ru.
«Пошлины на первое время снизят незначительно - всего на 5%, так что заметного удешевления наших машин не произойдет. Тем более что ходят слухи о введении налога на роскошь, так что эти противоположные колебаниях в ценах на люксовые автомобили будут друг друга компенсировать. Если введут утилизационный сбор, то, действительно, машины подорожают, но значит, вырастут цены и у конкурентов», - напоминает, в свою очередь представитель российского офиса Aston Martin.
Законопроект закладывает основные принципы, а конкретные размеры сбора будет определять правительство России. По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20 000 – 45 000 рублей, за грузовую – от 150 000 до 400 000 рублей.
Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей массой менее трех тонн:
- объем двигателя до 1,3 литра – 0,5 (по предварительным подсчетам, 10 000 рублей) - объем двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1 (20 000 – 45 000 рублей) - объем двигателя свыше 3,5 литров – 3,5-3,6 (70 000 – 160 000 рублей)
Для подержанных машин коэффициент будет выше примерно в четыре раза. То есть минимальный сбор составит 40 000 рублей.
Возьмем для примера выпускаемый в России седан с двигателем 1,6 литра стоимостью около 550 000 рублей. После включения в стоимость утилизационного сбора цена на машину вырастет до 600 000 рублей. Пока представители автомобильных компаний в России эти подсчеты не подтвердили.
Второй пример – подержанная машина, импортируемая из Европы. Машина до трех лет с двигателем более 3 литров – к ее стоимости на границе нужно будет прибавить 140 000 – 300 000 рублей. Чем не пошлины?
Впрочем, часть автопроизводителей, имеющих заводы на территории России, освободят от сбора, если они гарантируют последующую утилизацию своей продукции. Предприятий по утилизации в РФ действительно недостаточно. Не надо будет платить утилизационный сбор за раритеты старше 30 лет. Освобождаются от мзды автомобили, ввезенные с территории государств – членов Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан) и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.
По итогам продаж новых автомобилей в первой половине 2012 года Lada Granta переместилась на пятое место, техосмотр заменят сервисными книжками, в Москве появился бордюр, отделяющий полосу для общественного транспорта, - эти и другие события в еженедельном дайджесте новостей.
Мзда недели
С 1 августа 2012 года в России будет введен утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили, причем как иномарки, так и произведенные на территории страны. В пятницу, 13-го июля, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в закон «Об отходах производства и потребления».
Налог водителям платить в большинстве случаев не придется. Дополнительная финансовая нагрузка на граждан России ляжет в виде подорожания приобретаемых ими автомобилей, на которое будут вынуждены пойти компании. Базовая ставка для легковых машин составит от 20 до 45 тысяч рублей, для грузовиков – от 150 до 400 тысяч.
Техосмотр недели
Государственная дума во втором и третьем чтениях приняла закон, упрощающий процедуру прохождения техосмотра (ТО). Одно из важнейших изменений – отмена талонов техосмотра для добросовестных автовладельцев, которые регулярно обслуживаются у официальных дилеров и имеют соответствующие отметки в своих сервисных книжках. Такие водители получат диагностические карты, которые теперь приравниваются к талону ТО.
Кроме того, отменен пункт о наличии 6-месячного талона ТО, необходимого для покупки полиса ОСАГО. Еще одна поправка дает собственнику транспортного средства возможность заключения договора об обязательном страховании автомобиля без предъявления талона техосмотра. Правда, такой полис будет действовать только на срок следования до места проведения ТО или регистрации машины (не более 20 дней).
Разочарование недели
По итогам продаж новых автомобилей в России в первой половине 2012 года, данные по которым опубликовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), отечественная Lada Granta потеряла одну позицию в рейтинге - бюджетную модель производства Волжского автозавода с четвертого места потеснил Ford Focus. Третье место у Hyundai Solaris, первые два – Kalina и Priora.
Начиная с января и по июнь текущего года было продано 58 020 Hyundai Solaris (который и раньше был впереди отечественного седана) и 45 231 Ford Focus. В то время как российских бюджетных седанов Granta было реализовано 45 131 штука. Несмотря на то что первые два места в списке самых популярных автомобилей в все равно занимают детища отечественного автопрома (Kalina – 67 526 штук и Priora – 59 541 штука), тенденция налицо.
Бордюр недели
Московское правительство обсуждает возможность ограждать полосы для общественного транспорта от проезжей части бордюрами. На Озерной улице этот план уже реализован в качестве эксперимента. Однако эксперты сходятся во мнении, что новая инициатива с бордюрами является показателем безысходности властей.
Выделенные полосы были обозначены как один из основных способов борьбы с пробками. В 2011 году, согласно распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина, «выделенки» стали появляться практически повсеместно. Таким образом, Москва получила выделенные полосы на несколько лет вперед.
Кроссовер недели
Судя по фотографиям, напечатанным в итальянском журнале Quattroroute, Toyota RAV4 получит революционный дизайн. Узнать в облике этого автомобиля предыдущий «рафик» практически невозможно: рубленые линии кузова, передние и задние фары в стиле Lexus CT 200h, огромные колесные арки правильной полукруглой формы, уменьшенные по площади стекла... В результате всех изменений, визуально автомобиль стал значительно легче и спортивнее и теперь уже не выглядит спокойным семейным кроссовером.
Технических подробностей пока не так много, известно лишь, что в качестве основного силового агрегата будет использован 2,5-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель, а более мощные V6 устанавливать не планируется. До сих пор не ясно, предложит ли Toyota покупателям гибридную версию RAV4, т.к. на базе этого кроссовера уже создан электромобиль, который недавно дебютировал в Калифорнии на 26-м международном симпозиуме по вопросам электромобилей.
Уже через четыре года в модельном ряду Lada может появиться автомобиль С-класса. С таким заявлением выступил в ходе онлайн-интервью президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров.
Об этом глава российского автогиганта сообщил отвечая на вопрос одного из интервьюеров, «почему АвтоВАЗ выпускает только хлам нижнего ценового диапазона». И. Комаров признал, что «вопрос хороший», и рассказал, что запуск автомобилей в люксовом сегменте прописан в бизнес-плане автозавода. Срок реализации проекта - 2015-2016 год. Никаких подробностей о проекте пока нет, но из интервью топ-менеджера можно извлечь несколько предположений. Во-первых, наверняка концепцию автомобиля будет создавать новый главный дизайнер АвтоВАЗа - Стив Маттин, который займет свой пост с 1 октября этого года. И. Комаров пообещал, что дорогостоящему специалисту, известному в качестве автора ряда моделей Mercedes-Benz и Volvo, будут созданы самые комфортные условия для работы. «Одно из первых требований - это открытие полномасштабной дизайн-студии АвтоВАЗа в Москве», - раскрыл президент компании запросы С. Маттина, которые будут выполнены российской стороной. Кроме того, дизайнеру будет позволено привезти в Россию свою команду при условии, что он вложит силы в воспитание отечественных дизайнеров. Карт-бланш включает в себя даже саму разработку дизайнерской стратегии: И. Комаров признался, что сейчас «говорить о ясной стратегии развития дизайна бренда Lada пока рано». Первый результат работы С. Маттина будет обнародован через 2,5-3 года, рассказал И. Комаров. Этот срок вполне согласуется с бизнес-планом АвтоВАЗа по выпуску автомобиля гольф-класса, поэтому не исключено, что новый шеф-дизайнер действительно не будет заниматься бюджетным направлением, а бросит все силы на качественно новую продукцию. Однако дизайн мирового уровня еще необходимо облечь в достойную «плоть», поэтому главная задача АвтоВАЗа на ближайшую перспективу - добиться стабильного и высокого качества при производстве текущих и новых бюджетных моделей. По мнению И. Комарова, кризис на заводе уже закончился. «Первый этап - антикризисный - мы считаем, что мы прошли и с трудом вышли из этого состояния. Говоря объективно, на следующем этапе мы должны подтвердить свое присутствие и укрепиться именно в том сегменте, в котором работаем, - то есть в сегменте бюджетных автомобилей. На следующем этапе, выполнив эту задачу и серьезно улучшив качество нашей продукции, дизайн, функциональность и потребительские свойства, мы обязательно будем двигаться в более высокие сегменты», - наметил он перечень шагов по подъему АвтоВАЗа на новый уровень. Задача наращивания качества будет отрабатываться в основном на двух перспективных моделях АвтоВАЗа - новом «народном седане» Lada Granta и универсале повышенной вместимости Lada Largus. Пока, впрочем, планка задается весьма скромная. Так, описывая Granta с автоматической коробкой передач, которая должна появиться в 2012 году, И. Комаров заметил, что «ресурс мотора и коробки соответствует общему уровню ресурса автомобиля, который будет заявлен на уровне 160 тыс. км пробега». При этом он оговорился, что при своевременном прохождении ТО и выполнении других требований производителя автомобили проезжают больше. И. Комаров также сообщил, что самая богатая комплектация Granta с АКПП будет стоить порядка 350 тыс. рублей. Тем временем АвтоВАЗ намерен хотя бы частично отплатить государству за беспрецедентную финансовую помощь, составившую за кризисный период 75 млрд рублей. Глава завода рассказал, что часть долга (2,5 млрд) уже погашена путем передачи ряда активов. Еще 40 млрд будут конвертированы в акции предприятия. В целом расплатиться с долгами АвтоВАЗ рассчитывает до 2020 года.