6 июня министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявил о грядущем подорожании автомобилей иностранного производства. Уже не первое повышение цены на иномарки вызвало возмущение не только рядовых украинцев, но и власть имущих. Но от этого вряд ли что-либо изменится: государство срочно нуждается в деньгах.
Дорогое удовольствие
6 июня на брифинге Межведомственной комиссии по международной торговле профильный министр Петр Порошенко заявил: автомобили иностранного производства подорожают. Причина – поднятие спецпошлины на импорт автомобилей. "Решение комиссии принято, на сейчас проводятся соответствующие консультации с нашими наибольшими торговыми партнерами, после которых это решение будет обнародовано", - отметил Порошенко. Необходимость подобных мер Порошенко объяснил следующим образом: "Я утверждаю, что на сегодня присутствуют все основания, чтобы таким образом защитить рынок Украины. Почему украинский рынок защищен 6-10% процентными пошлинами, а те же производители в России - 20-25% пошлинами, и успешно развивают собственное производство и увеличивают инвестиции в отрасль". По его словам, спецпошлина на автомобили иностранного производства станет дополнительной к ныне действующей 10%-ой пошлине. Размер же этой специальной пошлины Порошенко не назвал.
Правда, украинцы уже имеют представление о порядке цифр благодаря народному депутату от Партии регионов, почетному президенту корпорации "УкрАвто" Тариэлу Васадзе, который сообщил: "Насколько я знаю, речь идет об установлении пошлин на уровне 6% для автомобилей с объемом двигателя до 1500 см куб, и 12,9% для автомобилей с объемом двигателя от 1500 до 2200 см куб. Это мизерная прибавка, которую никто абсолютно не почувствует". По его словам, та же Бразилия увеличила импортную пошлину с 30% до 57%. "То есть создается инвестиционный климат. Ведь никто не будет инвестировать в страну, если у производителя нет экономического интереса. А интерес появляется, когда речь идет о доступе к рынку", - отметил Васадзе в конце мая.Примечательно, что цифры, озвученные "регионалом" ниже не только зарубежных, но и тех, которые ранее предлагались Министерством экономического развития и торговли. Ведомство Порошенко вообще настаивало на пошлине в 6,46% для автомобилей от 1 до 1,5 литра, и 15,1% для автомобилей объемом двигателя от 1,5 до 2,2 литра. [c]
В любом случае, повышение пошлины жизненно необходимо для украинских автопроизводителей, уверяют и правительство, и отечественные автопроизводители. "Украина является членом ВТО. Чтобы им стать были внесены колосальные изменения в законодательство. Мы существуем в едином рыночном пространстве, где законы для всех одинаковы. Созданы равные условия для перемещения товаров. Но сделав этот шаг Украина не сделала главного - не адаптировала законодательство в области производства. В Украине действует огромное количество налогов. Существует проблема с возвратом НДС. Практика, когда государство должно ЗАЗу 200 миллионов гривен, не нормальна. Для бизнеса это существенная сумма, учитывая, что кредитные ресурсы сегодня стоят 20%. Это не ставит Украину в равные условия с конкурентами", - говорит вице-президент "УкрАвто" по производству Олег Папашев. По его словам, если так будет продолжаться и дальше, то уже в 2012 году Запорожский автозавод прекратит свою деятельность. Да и тот же Васадзе уверен – новую пошлину практически не заметят. "Все помнят, что когда в Украине пошлина была на уровне 25%, условная цена автомобиля была, допустим, 20 тысяч долларов. После вступления в ВТО пошлину опустили до 10%, но цены на автомобили остались прежними. То есть за счет легкого доступа к рынку мировые производители увеличивают свою доходную часть. В итоге страдает бюджет страны и внутренний производитель, который вынужден сокращать рабочие места", - отмечал в свое время он.
Автоимпортеры, напротив, прогнозируют ухудшение положения дел на рынке. Еще весной этого года они обратились с просьбой о поддержке к президенту Украины Виктору Януковичу. "После снятия с производства "ЛуАЗов", "Славут" и "Таврий" в Украине нет национального автомобиля, который производится, а не собирается из машинокомплектов. Сборка устаревших моделей ВАЗ из импортируемых машинокомплектов снятых с производства в Тольятти и автомобилей происхождением из Китая (который сам покупает лицензии на выпуск устаревших моделей у мирового автопрома, а затем наиболее устаревшие передает нам бесплатно) - отечественным автопромом назвать трудно. Конечно, в Украине собирали на ЗАЗе и современные "Мерседесы" и "Крайслер", но от этого Украине не получила ни новых технологий, ни инвестиций", - говорил о неразумности введения пошлин на автомобили иностранного производства председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. После слов Порошенко, автоимпортеры заявили, что авторынок в нашей стране сократится на 10% вместо роста в 9-14%. 7 июня Виктор Янукович таки поддержал импортеров. Проблема в том, что этот Виктор Янукович – не президент, а его сын. Да и поддержка была скорее словесной.
Подорожают или не подорожают?
Сын президента Украины – заядлый автолюбитель – поддержал автоимпортеров. "Введение спецпошлины на ввоз автомобилей будет иметь разрушительные последствия для украинского рынка. Если мы говорим о развитии, а не о консервировании отрасли, на рынке должна работать свободная конкуренция. На условиях, которые предлагаются, можно спасти одну-две компании на несколько лет, но не индустрию в целом", - заявил он. Правда, поддержка одного лишь народного депутата, пускай и имеющего столь влиятельного отца, вряд ли способна что-либо изменить. Тем более, страна остро нуждается в деньгах: этот год – "пиковый" по выплате долгов Украины. Неудивительно, что в последнее время предпринимаются шаги, призванные повысить поступления в госбюджет. Так, среди прочих нововведений – повышение налога на "роскошь", который затронет и старые автомобили с большим объемом двигателя, и новые иномарки класса "люкс". Да и в остальных сферах налоги растут. Дошло до того, что предприниматели возроптали. Их представители чуть ли не перешли на крик во время встречи с президентом Украины 7 июня. "К большому моему сожалению, как мы инвестиционный климат не измеряли, за последний год ситуация не улучшилась — она ухудшилась!", - заявил, к примеру, представитель Европейской бизнес ассоциации Томаш Фиала. По подсчетам его ассоциации, в 2011 году налоговые поступления в доле ВВП увеличились до 25%, а это – рекордный показатель за все годы независимости Украины. "Государственная налоговая служба продолжает неправомерные действия, запрещая перенос убытков прошлых лет, а также возмещая НДС только после возврата 50-70% этих сумм в качестве предоплаты налога на прибыль или покупки гособлигаций! Рынок капитала уходит в Варшаву и Лондон", - резюмировал Фиала. "Ваши выступления всегда заставляют нас держать форму", - ответил на это Виктор Янукович-старший. Но те же слова Порошенко о повышении пошлины на иномарки так и остались в силе.
Впрочем, по словам Виктора Януковича-младшего, введение пошлины напротив нанесет удар по украинской экономике. "В 2009 году это уже пробовали - тогда повышение было на уровне 13%. По оценкам экспертов рынка, меньше чем за полгода мы потеряли более 500 миллионов гривен", - уверяет он. Более того, это нанесет урон и для внешнеэкономической политики и имиджа Украины. "Если будет реализован этот недальновидный шаг, в ответ можем получить соответствующие санкции со стороны членов ВТО на украинский экспорт - АПК, металлургию и так далее", - отмечает Янукович-сын. Не следует забывать и о грядущих выборах. Партии регионов, чьим лидером является президент Украины, а членами – его сыновья, в этом году предстоит нелегкая борьба. Уровень поддержки правящей партии сегодня не назовешь самым высоким за всю историю. А некоторые ее инициативы вызывают у украинцев бурю негодования. "Цены на украинские автомобили сразу же повысятся, но не за счет улучшения качества, просто на рынке не будет выбора. При этом больше всего пострадает средний класс населения", - предостерегает Янукович-младший. Прислушается ли к предостережениям сына отец? И удастся ли украинским автопроизводителям без повышения пошлин удержать свое положение на рынке. Пока динамика развития событий показывает, что вряд ли. А это значит, что автомобиль в Украине из средства передвижения плавно превращается в роскошь.[/c]